Полезное

Ищу свое «Я»

При обсуждении различного уровня личностного роста, через которые проходишь в ходе своей внутренней работы, постоянно сталкиваешься с большим количеством боли по мере того, как «раскапываешь» слои невротических привычек и нерешенных проблем своего прошлого.  Было интересно, один ли я прохожу через процесс так называемого «раздевания» луковицы, или все это применимо к каждому индивиду?

Убеждение в том, что процесс «поиска своего настоящего «Я» является описанием процесса трансформации, нашло свое подтверждение по прошествии времени. Несмотря на то, что раскапывание различных пластов психики означало, что придется пройти через слои боли и негатива, осознание старого накопленного психического мусора, который не хотелось бы трогать, это все-таки стоит делать. В ходе этого процесса можно найти свое истинное «Я», «золотое ядро», которое не только ждет, но и умоляет его найти. Работа должна пройти через каждый слой, когда будем раскапывать старые внешние структуры личности, что позволит пройти глубже, к более глубоким истинным качествам настоящего «Я». Идентифицировано девять отчетливых пластов процесса самообнаружения.  Их можно рассматривать как различные «миры», с которыми сталкиваешься по мере того, как исследуешь глубже и глубже качества своей духовной природы, — это как девять «одежек» луковицы. Эта карта процесса трансформации соединяет то понимание, к которому приходят все, кто сталкивается на своем пути с препятствиями внутренней работы.

ПЕРВЫЙ ПЛАСТ: Обычное представление о себе

Этот первый пласт состоит из идей и представлений о том, кем бы хотелось быть и как автоматически себя себе представляем. Это обычно включает в себя некоторую степень величия и иллюзии. Например, можно думать о том, что никогда не обманываем или никогда не опаздываем, или всегда сначала думаем о других, а потом о себе, и так далее.  Также могут быть и негативные точки зрения по поводу себя самого: что невнимателен, или не образован, или нет спортивных данных. Находясь под влиянием своей личности, редко ставим под сомнение эти глубоко сидящие в нас представления о себе, и заводимся с пол-оборота и сильно реагируем, если другие люди ставят под сомнение или не разделяют наше (иллюзорное) представление о себе.

ВТОРОЙ ПЛАСТ: Действительное поведение

Если пойти по пути внутренней работы и начать наблюдать, то станет заметно, что поведение не соответствует представлению о себе. Это осознание позволит добраться до второго пласта, когда начинаем «ловить себя в действии».  Можно думать о себе, что всегда говорим правду, но в действительности можем начать замечать, как часто обманываем себя для того, чтобы избежать конфликта или сделать людям приятное. К счастью, у каждого бывают спонтанные моменты, когда можно увидеть правду о нас самих и о наших возможностях, которые больше того, что мы предполагаем. Но для того, чтобы эти моменты длились дольше, и они происходили чаще, нужно реально оценить, что происходит, для того чтобы начать искать пути чаще и чаще жить осознанно. Это означает, что мы будем искать то, что поможет нам на нашем пути внутренней работы, — книги, практики, друзей или профессионалов, терапевтов, учителей. Только для того, чтобы оставаться на уровне этого пласта, не говоря уж о том, чтобы двигаться глубже, необходимо все больше и больше развивать способность присутствовать в настоящем. Чем глубже мы идем, тем больше присутствия потребуется.

ТРЕТИЙ ПЛАСТ: Наши внутренние отношения и мотивации

Если продолжать свой путь, начнем замечать свое отношение к происходящему и причины, которые влияют на поведение. Что заставляет нас делать то, что мы делаем?

Мы делаем что-то, чтобы на нас обратили внимание? Или потому что мы обижены на свою маму? Или потому что мы хотим освободиться от своего чувства боли или стыда? Психоанализ или большинство способов терапевтической работы ставят своей целью добраться и осознать этот уровень «себя» с тем, чтобы наше поведение не было автоматически обусловлено бессознательными импульсами. Чем больше мы задумываемся над этими вопросами, тем более амбициозными становятся наши ответы, так как часто невозможно сказать, что является причиной того или иного поведения.

На уровне этого пласта мы видим глубину того, как мы научились себя вести и какие привычки приобрели, а также то, сколько из всего этого уходит корнями в проблемы целого поколения наших предков и нашей культуры. Основная мотивация нашего типа (боязнь и желание) является важным барьером, который не позволяет освободиться от автоматических привычек личности и ее реакций. Понимая наши мотивации, мы начинаем ловить обрывки того, чего же на самом деле хочет душа.  Мотивации говорят нам о том, что, по нашему мнению, нам не хватает и что, соответственно, мы хотим в той или иной форме.

ЧЕТВЕРТЫЙ ПЛАСТ: Глубинные эмоции и напряжение

По мере того как будем больше себя осознавать в настоящем, мы начнем обнаруживать свои ощущения, что происходит с нами в данный конкретный момент. Например, на уровне пласта 2 понимаем, что делаем вид, что заинтересованы в том и ли ином разговоре на вечеринке.

На уровне пласта 3 понимаем, что нам на самом-то деле хочется с этой вечеринки уйти, а на уровне пласта 4 можем обнаружить, что чувствуем некое возмущение в желудке или напряжение в области плеч или шеи. Если разовьем в себе способность в достаточной степени наблюдать себя, начнем замечать более тонкие уровни мышечного или энергетического напряжения в своем теле или же те области нашего тела, где энергии нет или она заблокирована.

Расслабление и дыхание могут сыграть здесь важную роль. Пласт 4 требует намного большей способности чувствовать свое тело в настоящем, чем это требуется на уровне предыдущих пластов.

ПЯТЫЙ ПЛАСТ: Ярость, стыд, страх и сексуальные влечения

Если сможем пройти через процессы, через которые придется пройти на уровне Пласта 4, по мере продвижения еще глубже мы столкнемся с более примитивными — и, возможно, более болезненными для нас — эмоциональными состояниями. Это включает в себя три «основные эмоции». Это: гнев, стыд и страх, которые управляют, соответственно, инстинктивной, эмоциональной и интеллектуальной триадами. Также на уровне этого пласта индивид сталкивается с примитивными инстинктивными энергиями (основой инстинктивных проявлений) в их самой несовершенной форме — жажда к самосохранению, жажда социальной связи с сородичами и сексуальная жажда. На этом же уровне проявляются и примитивные состояния привязанности, недовольства и отрицания. Находясь на уровне этого пласта, мы обычно чувствуем себя очень некомфортно, и вот почему нам нужны практики расслабления, а также, что особенно важно, нам необходимо занять позицию не осуждения в отношении того, что мы можем в себе обнаружить по мере того, как мы будем прорабатывать те вещи, которые начнут проявляться.

ШЕСТОЙ ПЛАСТ: Скорбь, раскаяние

Этот пласт не имеет ничего общего с виной или обычными чувствами печали или потери, что мы переживаем в течение нашей жизни. Это, вернее, душераздирающая скорбь и естественное раскаяние, с которыми мы сталкиваемся, когда нам становится ясно, насколько глубоко и полностью мы отделились от нашей сущности. Этот пласт подразумевает, что на этом уровне мы должны пройти через большое количество «осознанного страдания», когда ищущий допускает это с намерением пройти не только через процесс, но и найти правду. Страдание, через которое мы здесь проходим, является очищающим в самом хорошем смысле этого слова, освобождающим нас от всех еще оставшихся иллюзий нашего Эго, так как на эти иллюзии мы уже смотрим через призму Сущности и правды. Здесь уже нет плохих или хороших, и поэтому уже некого винить за то состояние, в котором мы находимся. Когда уже все сказано и сделано, этот пласт ощущается как сильная скорбь по поводу того состояния, в котором находится человечество, как ощущение сильного огня, особенно в области сердца.

СЕДЬМОЙ ПЛАСТ: Пустота

На этой стадии мы в полной мере осознаем, что Личность — это не что иное, как временная конструкция, история, которую себе очень долго рассказывали. Однако тем не менее уход от знакомого Эго ощущается как прыжок в бездну, как то, как если бы мы упали с края нашего мира. Поэтому нужна особого рода Вера, чтобы справиться с ужасом и отчаянием, которые неизбежно являются частью этого пласта. На уровне этого пласта мы оплакиваем свою личность, так как она умирает. Но если у нас будет достаточно поддержки и веры, чтобы продолжить движение и преодолеть это препятствие, то мы можем найти то, чего совершенно не ожидаем. Вместо агонии (а это ожидает наша личность) то, что для личности представлялось как «ничто», является как «все», как «сияющая Пустота», из которой все происходит.

Все, что мы знаем, как существующее, происходит из пустоты, она полностью пустая, но в то же время наполнена возможностями. Это наша свобода и источник жизни. На этом этапе уже исчезает различие между наблюдателем и наблюдаемым: что переживается, и кто переживает становятся единым.

ВОСЬМОЙ ПЛАСТ: Истинное «Я»

Как ни странно, но внутри этого состояния пустоты, индивид ощущает себя человеческим существом, эффективно функционирующими в этом мире, но самоидентификация сосредоточена вокруг нашей сущности, и нашими действиями руководит Высшая Сила, а не проекты и занятия личности. Чувство личности, индивидуальности остается, но оно соединяется с любовью и благодарностью. Это пласт, на уровне которого индивид в полной мере олицетворяет собой личную сущность, называется состоянием «Я есть».

ДЕВЯТЫЙ ПЛАСТ: Универсальность

Об этом пласте невозможно сказать многое, так как он не может быть описан словами: все явления, независимо от степени их тонкости и возвышенности, происходят из него. Если ищущий был в достаточной степени благословлен, чтобы с упорством идти по своему пути в поисках Всевышнего, его душа в конце концов придет к мистическому соединению с Богом. Это состояние сознания выходит за рамки индивидуального существования и проявляется как безличностная Сущностная осознанность, безграничное Бытие, из которого расцветает проявленная Вселенная. Это конечный пункт назначения, который обещан ищущим великими мистическими религиозными учениями, но очень редко кто может с достаточной степенью постоянства прийти к этому состоянию сознания. В истории только выдающиеся мистики или святые по-настоящему проживали свою жизнь в состоянии такой глубокой осознанности. Но большинство из нас могут, по крайней мере, его попробовать, и часто этого оказывается достаточно. Если хотя бы раз в жизни кому-то удастся почувствовать это состояние, то это может изменить его жизнь кардинальным образом. Как только мы на собственном опыте сможем убедиться в единстве существования, то мы уже не станем относиться к людям, к себе или к подаркам судьбы таким же образом, как относились ранее.